Сердце и разум чисты и ясны | Здоровье и боевые искусства

«Я чувствую, что боевые искусства движутся в неверном направлении. В современном ушу слишком много акробатики, танцев и фокусов — эти маловажные навыки полезны только для представлений. Немногие уделяют внимание боевому применению. Если боевые искусства продолжат идти этим путем, то в конечном итоге эта дорога приведет к плачевному концу. Поэтому, наша задача раскрыть подлинную сущность традиционных боевых искусств».

Мастер боевых искусств Юй Чэнхуэй

Юй Чэнхуэй родился в 1939 году в провинции Шаньдун, Китай, где возникло кунг-фу в стиле богомола. Когда Юй был очень молод, его отец имел неосторожность поссориться с местным влиятельным бандитом, после чего вынужден был бежать на Тайвань.

«Только когда я закончил фильм «Боец Желтой реки» (1988), я снова встретил его». – впоследствии рассказывал Мастер Юй.

Но тогда, когда его отец уехал, для Юй было сложное время. Его отправили на работу на ферму в сельском Циндао. Много работы и нехватка времени на все остальное не останавливали Юй. Ведь боевые искусства были его призванием. Он всё свободное время пытался повторять движения, которые видел в исполнении других людей. И ему удалось убедить старейшин деревни позволить ему учиться боевым искусствам. Его первыми учителями были Ли Шуазан и Хонг Дзюншэнг, под руководством которых Юй и показал ранние результаты и надежды.

После всего лишь нескольких лет тренировок Юй выиграл на юношеском конкурсе боевых искусств в Циндао в возрасте девятнадцати лет. Для этого титула он должен был преуспеть в четырех разделах: длинное оружие, короткое оружие, пустая рука и упрощенный тайцзицюань.

Он привлек внимание главного судьи Ди Яншенга, который и предложил ему еще более серьезный вариант тренировок.

Вместе с другим мастером Сун Вэйбином  и экспертом по китайскому боксу, что сейчас мы назваем УШУ Саньда, Ма Вэньчжангом они разработали экспериментальную программу тренировки специально для Юй.  Они даже выбрали старшего брата кунг-фу для личного спарринг-партнера Юй.

В то же самое время Юя пригласили в профессиональную команду по УШУ провинции Шаньдун. Данное предложение было очень привлекательным, поэтому в 1960 году он принял решение присоединиться к команде Шаньдун, но все же каждое лето и зиму возвращался в Циндао, чтобы больше тренироваться.

Выбранный путь полностью оправдал себя. Уже  в 1963 году выступление в стиле пьяный меч принесло Юй Чэнхуэю 1-е место в традиционном разделе на соревнованиях по боевым искусствам Хуа Донга. Это было началом страсти всей жизни будущего мастера Юй к мечу.

Юй Чэнхуэй был чемпионом многих соревнований в одиночных выступлениях. И лишь после серьезнейшей травмы ноги и ухода из соревнований в 1979 он стал тренером команды по УШУ в Нинся.

«Кроме основных тренировок в разделах спортивного УШУ я научил их как одиночной форме меча Шуаншоуцзянь, так и парной форме дуэлянь. С этими техниками мы неоднократно выигрывали состязания во всех уголках Китая.» – говорил Мастер Юй впоследствии.

Интересно то, что команда по УШУ из Нинся постоянно завоевывала первые места и множество золотых медалей в различных национальных и международных чемпионатах как в индивидуальных разделах, так и в дуэлянь. (Раздел показательных выступлений с несколькими спортсменами, где композиция является элементом театрализованного поединка, очень сложно скоординированного).

Для нас же Мастер Юй Чэнхуэй, пожалуй, наиболее известен как один из актеров УШУ, сыгравших главную роль в первых фильмах на тему Шаолиня: «Храм Шаолиня», «Дети из Шаолиня» и «Боевые искусства Шаолиня».

Он сыграл злодея Ванг Джэнзэ, пьяного мастера двуручного меча в дебюте «Серебряного экрана» Джета Ли с бесподобной сильной техникой владения холодным оружием.

К слову, эти фильмы, в особенности 3 часть – «Боевые искусства Шаолиня» и являлись тем основным контентом, который смотрели люди и восхищались возможностями Мастеров УШУ. На этих фильмах выросло целое поколение любителей боевых искусств. А в бывшем тогда СССР фильм “Боевые искусства Шаолиня” был показан в известной тогда  передаче “Альманах Вокруг Света”. В каждой передаче было уделено 10 минут на отрывок из фильма. И каждый раз люди ждали эти заветные 10 минут, чтобы насладиться прекрасным владением боевыми искусствами УШУ.

В реальной жизни Мастер Юй олицетворяет собой настоящего культового мастера боевых искусств. Он выиграл известные чемпионаты, был удостоен нескольких выдающихся титулов и снимался в десятках фильмах о боевых искусствах и телевизионных шоу.

Но это было не так легко. Мастер Юй также преодолел две серьезнейшие травмы ног. В обоих случаях ему сказали, что это положит конец его карьере мастера боевых искусств — один случай почти закончился ампутацией.

Но Мастер Юй не сдался и, несмотря ни на что, продолжал тренироваться. В результате упорных тренировок он совершил невозможное — одержал победу нас своим недугом.

Мастер или спортсмен?

Когда мы говорим о понятии Мастер или специалист УШУ, то сегодня  это, как правило, неправильно используемые термины.

Причиной этому являются также спортивные достижения и желание получить медали и звания в отдельных видах. Поэтому большинство так называемых “Мастеров” УШУ чаще всего являются современными спортсменами, которые могут представлять УШУ только в ограниченных соревновательных рамках выбранными ими видов соревнования. Их опыт и компетентность ограничивается всего лишь этим одним аспектом УШУ, что, конечно же, не является полным объемом того, что есть УШУ на самом деле, если говорить о подлинной сущности боевых искусств.

На самом же деле УШУ не должно ограничивать возможность развития способностей к творчеству, развитию боевых способностей, интеллектуального совершенствования и морального восприятия мира.

Существует очень мало современных спортсменов и специалистов по УШУ, которые могли бы адекватно представлять ушу в полном смысле этого слова, и они, как правило, не являются чемпионами и даже  спортсменами по УШУ, о которых люди обычно думают сегодня.

Однако Мастер Юй Чэнхуэй является одним из таких примеров и исключений.

Несмотря на то, что он был спортсменом, Юй Ченхуэй стал настоящим Мастером УШУ во всех смыслах, одним из последних в своем роде. Его уход действительно является потерей для сообщества УШУ, и его память и влияние должны быть общепризнанны, узнаваемы и уважаемы всеми нами.

Более того, Мастер Юй — известный поэт, талантливый художник и каллиграф, признанный философ и специалист по традиционной китайской медицине.

И что еще немаловажно, так это то, что у Мастер Юй как и у святого покровителя боевых искусств Гуан Юя (военачальник царства Шу эпохи Троецарствия и один из главных героев средневекового романа «Троецарствие»), была величественная узнаваемая везде борода.

Мастер Юй Чэнхуэй  посвятил свою жизнь боевым искусствам. Его преданность своему делу выражается также в его упорных усилиях по возрождению техники двуручного средневекового китайского меча в современном мире.

Перспективы и состояние современного УШУ

Несмотря на то, что Юй Чэнхуэй был спортсменом по УШУ и выступал в разделах спортивного направления, у него явно созревали опасения по поводу развития современного УШУ — изъянов и недостатков в его изучении и практике.

В своем интервью журналу «Кунг-фу» для статьи «Возрождение двуручного меча», составленному авторами Джиджи О и Джин Чинг он разъясняет свои взгляды на современное УШУ, как спортсмен старой школы, которая  еще ощущала  влияние традиционных стилей и методов в своей практике.

Это было то время, когда Джет Ли и Чжао Чандюн  были еще молоды и их путь к славе и известности только начинался. В то время еще можно было услышать термин “старая школа УШУ”, которая еще застала влияние настоящих традиций, хотя уже множество спортивных и акробатических движений и требований были уже внедрены в спортивную дисциплину под названием УШУ.

Несмотря на свою очень серьезную связь со спортивными дисциплинами в УШУ, Мастер Юй очень критически относится к современному состоянию китайских боевых искусств и тенденций в современном УШУ. Замечания Юй Чэнхуэя  очень ясно указывают на проблемы в современном ушу-таолу, которое связано с четким набором правил и стандартов нанду (难度 nándù ,степень трудности, сложность исполнения).

Результатом этих норм стало снижение  содержания и смысла традиционного УШУ и в целом китайских боевых искусств в спортивном направлении таолу.

Он подчеркивал, что у руководящего звена федераций существует акцент только на положениях и правилах, а не на наполнении смыслом и настоящей боевой технике, а спортсмены слишком заняты выполнениями этих стандартов, чтобы думать о подобных проблемах.

По его мнению современное УШУ становится  коллекцией незначительных и порою даже совершенно ненужных навыков. Следующая фраза Юй Чэнхуэя говорит о многом: “Если китайские боевые искусства продолжат идти тем же путем, у них не будет будущего”.

Таким образом, наблюдение Юй Чэнхуэя отражает то, что современное ушу должно вернуться к своим традиционным корням и происходить от реальных традиционных китайских боевых стилей.

В своем интервью он заявляет: «Я чувствую, что китайские боевые искусства движутся в неверном направлении. В современном ушу слишком много акробатики, танцев и фокусов — эти маловажные навыки полезны только для представлений. Немногие уделяют внимание боевому применению. Если боевые искусства продолжат идти этим путем, то в конечном итоге эта дорога приведет к плачевному концу. Поэтому, мы должны раскрыть подлинную сущность традиционных боевых искусств».

Следует отметить, что эта цитата также отражает его мысли и намерения в  его исследованиях  и, следовательно, его мотивацию к восстановлению техники длинного прямого меча Шуаншоуцзянь.

Вклад Мастера Юй Чэнхуэя в мир современного УШУ

Так почему имя Мастера Юй Чэнхуэя навсегда вписано в историю УШУ?

Наиболее очевидным является его вклад, который он внес в развитие УШУ. Он снимался в различных фильмах, благодаря которым китайские боевые искусства стали широко известны за пределами Китая, в том числе в ранее упомянутых фильмах о храме Шаолинь.

Он воссоздал или, лучше сказать, заново ввел технику двуручного прямого меча  в современное ушу, создав не просто таолу, которые мог бы выучить и выполнить любой практикующий или спортсмен, а превнёс целую систему подготовки формы ушу с полной методологией и практикой боевых искусств.

Одним этим он уже заслужил уважение в навсегда вписан в историю настоящих китайских боевых искусств — УШУ.

Но, что еще было важно, так это его взгляды на современное УШУ. Один из давних критических замечаний и недостатков современного ушу таолу заключается в том, что оно не уделяет практически никакого внимания боевому содержанию и боевому применению в своей практике. Только возвращение к традициям и к акценту на боевое применение может помочь устранить критику и возникшие проблемы.

Это означает, что необходимо оглянуться назад на традиционные корни китайских боевых искусств, из которых всетаки произошло и современное ушу. Это может дать современному ушу больше глубины, наполненности и содержания реальной практики боевых искусств.

Сегодня современное спортивное УШУ — таолу имеет четкое отличие от традиционного УШУ как в тренировках, методах так и в целях.

И наблюдения Юй Чэнхуэя полностью отражают необходимость современному УШУ возвращаться к корням традиционных стилей для наполнения реальной практикой боевого содержания чтобы иметь вообще право называться боевым искусством – УШУ.

Таким образом, Юй Чэнхуэй – один из тех, кто достоин представлять УШУ в самом полном смысле этого слова — физическом, боевом, интеллектуальном и нравственном, а не только как спортсмен или участник соревновательной деятельности.

Сердце и разум чисты и ясны

Чтобы понять путь боевых искусств надо освободить свой разум и свое сердце от внешних проявлений гордости и величия, от рамок спортивных стандартов и методов тренировки ради медали. Нужно посмотреть на все с точки зрения развития человеческой сущности.

«Поэтому сейчас я как сторонний наблюдатель. Я сознательно держусь на некотором расстоянии и от кругов спортивных единоборств. Я также не нахожусь в зоне современного спортивного шоу-бизнеса.

На самом деле это потому, что я не хочу быть одним из них. Я просто хочу принять боевые искусства как путь и практику самосовершенствования на протяжении всей жизни.

Пока у вас есть потенциал, вы сможете продолжать учиться и расти. Именно традиционные боевые искусства позволяют исследовать окружающий нас мир и погружаться в его гармонию. Будущее должно быть светлым. И мы должны сделать его таким!».

Многие люди рассматривают боевые искусства только с одной стороны – боевой аспект. Они только спрашивают «Будет ли это работать в бою?» — Слова Мастера.

И хотя Грандмастер Юй согласен с тем, что боевая эффективность имеет первостепенное значение, он говорит о том, что в реальности боевые искусства это намного большее – они требуют гораздо больше дисциплины. Он принимает и объясняет то, что боевые искусства должны дать рост творческому потенциалу человека, а не быть инструментом для того чтобы возвышаться над другими.

«Когда человек становится зрелым, он должен задуматься над смыслом жизни. Вы не можете быть  мастером своего дела, если не изучаете этот предмет.

Поэтому, к примеру,  художником становятся не обязательно те, кто работает в искусстве. Художник — это состояние бытия, состояние души! Это стремление всей жизни, и в то же время это путь к постижению своего Дао…

Можете ли вы сказать, что Сунь Цзы не был художником? Он лучший военный стратег, но он был против войны и желал мира. В конце концов, он был философом и созерцал мир вокруг себя. Его душа была возвышена. На самом деле, практика боевых искусств может стать проницательным проблеском на чудеса Дао. Возможно, вы не сможете увидеть, но вы сможете почувствовать это! »

Мастер Юй Чэнхуэй

Статья переведена с английского и составлена Мэй Ли

Редактор Артишевский Максим

Продолжение статьи «Возрождение двуручного меча» читайте здесь.

Поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях