Возрождение двуручного меча | Здоровье и боевые искусства

Мастер Юй Чэнхуэй является одним из настоящих Мастеров УШУ в полном смысле этого слова. Он был прекрасным спортсменом, членом сборной команды, победил на множестве состязаний. Он также является человеком, глубоко проникнувшим в суть боевых искусств.

«Я чувствую, что боевые искусства движутся в неверном направлении. В современном ушу слишком много акробатики, танцев и фокусов — эти маловажные навыки полезны только для представлений. Немногие уделяют внимание боевому применению. Если боевые искусства продолжат идти этим путем, то в конечном итоге эта дорога приведет к плачевному концу. Поэтому, мы должны раскрыть подлинную сущность традиционных боевых искусств».

Мастер боевых искусств Юй Чэнхуэй

 

Несмотря на свою непосредственную связь с современным спортивным УШУ, у него и возникли сомнения в правильности тенденций в развитии этого искусства. Он также является исследователем, посвятившим многие годы жизни исследованию и возвращению техники двуручного меча.

Его биографию и его взгляды на современное УШУ можно прочитать в первой статье с названием “Сердце и разум чисты и ясны”.

Однако не только своими достижениями в спорте, своими мыслями и ролями в фильмах о боевых искусствах известен Мастер Юй Чэнхуэй. (К слову сказать, он снялся в роли злодея в фильме “Боевые искусства Шаолиня”, которым засматривались все ребята, ожидая заветных 10 минут в передаче “Альманах Вокруг Света”).

Мастеру Ю Чэнхуэю также приписывают возвращение древней техники владения двуручным прямым мечом Шуаншоуцзянь, которая,к сожалению,  была утеряна во время войны в период династии Тан в Китае.

Это есть его самый значительный вклад в современное ушу. На протяжении большей части своей жизни он проводил исследования этого оружия и, наконец, на базе исследований, собственных практик и наработок ему удалось восстановить, с некоторыми изменениями и нововведениями, технику и методы тренировки.

Хотя двуручный прямой меч Шуаншоуцзянь классифицируется как «традиционная» форма, он, как и многие формы кулачного искусства Ушу и оружия, не попадает в основные соревновательные стили современного ушу-таолу — чанцюань, наньцюань и тайцзицюань. Однако искусство фехтования шуаншоуцзянь уникально как отдельное, оригинальное современное творение в боевых искусствах.

В настоящее время ведутся споры об истории техники двуручного прямого меча, его происхождении и практике в кругах ушу, так как данный меч сегодня также практикуется в традиционных стилях  мейхуа танланцюань («кулак богомола» — один из стилей ушу), тайцзи танланцюань и багуачжан, где он просто называется багуа дзянь.

И хотя на сегодняшний день нет никакого действительно подлинного заключения, основанного на полностью подтвержденных фактах, что такой техники не существовало ранее. Но нет и никаких доподлинных доказательств того, что такая техника двуручного прямого меча практиковалась до того, как Юй Чэнхуй ввел форму в ушу в 1979 году.

Мы можем увидеть лишь внешнее сходство практики формы в вышеупомянутых традиционных стилях Танланцюань с собственной формой Юй Чэнхуэя.

Несмотря ни на что одно ясно совершенно точно: Техника двуручного прямого меча Шуаншоуцзянь, несомненно, связана с именем Мастера Юй Чэнхуэя. И это совершенно оправдано, учитывая его роль в возвращении техники этого оружия в современный мир Ушу.

И на сегодняшний день двуручный прямой меч Шуаншоудзянь является одной из истинных форм ушу с полнотой практики, который прекрасно вписывается в великий мир боевых искусств ушу, благодаря глубокой работе одного из величайших Мастеров Современности Ю Чэнхуэя.

В своем интервью он заявляет: «Я чувствую, что боевые искусства движутся в неверном направлении. В современном ушу слишком много акробатики, танцев и фокусов — эти маловажные навыки полезны только для представлений. Немногие уделяют внимание боевому применению. Если боевые искусства продолжат идти этим путем, то в конечном итоге эта дорога приведет к плачевному концу. Поэтому, мы должны раскрыть подлинную сущность традиционных боевых искусств».

Следует отметить, что эта цитата отражает его мысли и намерения в  его исследованиях  и, следовательно, его мотивацию к восстановлению техники длинного прямого меча Шуаншоудьен.

Но также очень важно, по его мнению, то, что боевое содержание и чистая практическая сторона – далеко не единственное сокровище традиционного УШУ.

Это очень похоже на собственные взгляды покойного грандмастера Ma Сианда на ушу, который заявил в своем интервью в журнале «Кунг-фу» в статье «Мусульманский мастер старой империи»: “То ушу, которое хочет продвигать Ци Цзигуан (один из Мастеров и член руководящего звена китайской ассоциации УШУ), это настоящие эффективные способности и боевое применение. Конечно, это главная сущность боевого искусства ушу. Но это все же не есть полное ушу.

Для полноты понимания ушу те, кто занимается этим искусством должны достичь долголетия, крепкого здоровья, моральной чистоты и устойчивости, а также должны постоянно совершенствовать свой ум.

Но никогда не забывайте, что говоря об ушу как о боевой системе, главная сущность  —  применение. Вы должны обладать реальными боевыми способностями, определенно не навыками ушу типа  «цветочный расцвет для любования.” (так в кругах мира боевого искусства принято называть бесполезные показательные комплексы и стили)

Таким образом, хотя боевое содержание должно быть на первом месте в ушу, это все же далеко не единственный аспект ушу, который должен совершенствоваться. Он должен быть уравновешен и другими другими аспектами, такими как здоровье, интеллектуальное совершенствование, моральная чистота и духовность.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДВУРУЧНОГО МЕЧА

Вообще в Кунг-фу изобилуют причудливые и порой даже фантастические мифы о создании тех или иных стиле ушу.

К примеру, согласно легенде, наши предки были вдохновлены наблюдением за драками между змеями и журавлями, между обезьяной и леопардом, между богомолом и ящерицей… Кто то наблюдал за движениями крокодила или находясь в тюремной камере каждый день наносил по тысяче ударов в стену…

Кто то в пылу битвы, выронив свое оружие, использовал обломки щитов, копий, сабель, таким образом изобретя новые виды вооружения.

Есть и такие, кому были посланы сновидения с техникой, или божественные существа передавали им священные учения, на базе которых впоследствии были разработаны их боевые системы.

Некоторые стали слиянием знаний, рожденными в результате соединения разных стилей и методов.

Конечно же, нельзя полностью верить таким источникам и тем более считать их полностью достоверными.

Однако нельзя и отрицать многих аспектов правдоподобности и реальности происходившего много веков назад. Мы не можем отрицать того факта что на базе скурпулезной работы, наблюдений, анализа и практики могли появляться очень серьезные разработки, системы и методы подготовки и технический арсенал. Каким образом он был скомпонован в строгие системы – это уже другой вопрос. Главное это то, что любой традиционный стиль являлся квинтэссенцией боевого применения.

Несоменным является и то, что такие легенды нашли отклик в нескольких поколений, позволив таким образом сохранить и знания и традиции. Также в этих историях есть элемент красоты и загадочности, которые мы никак не можем отрицать. Это можно назвать поэзией.

Сегодня большинство новых стилей — это гибриды, а не поэзия, последствия глобализации и спорта. К примеру Джет Кундо Брюса Ли является амальгамой, основанной на традиционном кунг фу, стилях шаолиня и винь чунь, с привнесением новых западных методов тренировок в таких разделах как бокс, борьба и фехтование, включая также некоторое влияние экскримы и джиуджитсу.

Однако само название бразильское джиуджитсу четко подчеркивает слияние на международном уровне нескольких систем спортивного единоборства. И недавние творения, такие как тхэквондо, муай тай и смешанные единоборства появляются по схеме “превращение боя в спорт”.

Со времени окончания культурной революции и уничтожения традиционного боевого ушу, в Китае наблюдается движение к восстановлению, реконструкции и возрождению.

У Китая богатая история войн, в которой сильнейшие династии веками то поднимались, то падали от меча. Большая часть этого опыта воинских искусств утеряна, возможно навсегда.

Тем более, в нашем современном мире стрелкового оружия и гранат, танков, самолетов, ракет…  искусство фехтования или владения холодным оружием типа меча давно устарело.

Но все же, искусство меча все еще содержит великую тайну и романтику. Ведь настоящее УШУ это не только бой, это честь, достоинство, уважение, смелость и решимость. Без этого боевые искусства всего лишь тень. Восстановить это «потерянное» наследие и традиции чести сегодня является целью многих современных мастеров боевых искусств.

Меч должен летать как дракон и танцевать как феникс

В свои 72 года Грандмастер Юй по-прежнему силен, как вол и быстр, как кошка. Он самозабвенный фанат меча. Увлечение Юй китайским двуручным мечом  побудило его посвятить четырнадцать лет своей жизни его всестороннему изучению.

В то время как было достаточно доказательств исторического использования двуручного прямого меча, Юй не мог найти сохранившиеся технику и формы. Однако глубокое изучение исторических справок, других стилей ушу, позволило ему в конечном итоге разработать свои собственные, во многом основанные на реальных фактах методы тренировок и формы.

Он говорил: «Я продолжал задаваться вопросом: — Существовал ли когда-либо прямой двуручный меч как отдельная техника шуаншоуцзянь? Тогда я решил восстановить технику фехтования этим типом клинкового оружия. Я чувствовал, что боевые искусства движутся в неверном направлении. В современном ушу слишком много акробатики, танцев и фокусов — эти маловажные навыки полезны только для представлений. Немногие уделяют внимание боевому применению. Если боевые искусства продолжат идти этим путем, то в конечном итоге эта дорога приведет к плачевному концу. Поэтому, мы должны раскрыть подлинную сущность традиционных боевых искусств.

Я провел очень много времени, день и ночь размышляя о техниках фектования и движениях шуаншоуцзянь. »

По словам Мастера Юй, «Самый ранний зарегистрированный исторически материал о двуручном прямом мече шуаншоуцзянь был в известной книге Жденг Ю Шен Ди, написанной Чэн Чундоу (1561-?, знаменитый мастер ушу в период династии Мин).

В книге Было четыре раздела: Посох Шаолиня, Методы Одиночного Палаша, Методы Посоха и Законы разума Лука и Стрелы. В начале Китайской Республики (1911) копия этой публикации изменила название на «4 книги о боевых искусствах».

В книге описывается Шуаншоуцзянь как «Длинный меч-сабля, используемый двумя руками, потерянный в конце династии Тан. Техника фехтования была также распространена в Корее, Японии и других местах. Во времена династии Мин кто-то вернул на родину в Китай руководство по этому виду холодного оружия, но никто не знал, как его использовать».

Следовательно, техника двуручного прямого меча Шуаншоуцзянь, должно быть, существовала в династии Тан.

«Недавно я слышал историю о воинском отряде династии Тан, шесть или семь тысяч профессиональных воинов, которые верхом на лошадях выступили против целой персидской армии на юге. Воины были в серьезном меньшинстве, примерно 10  к одному. Солдаты танского отряда использовали длинные сабельные мечи, которые также назывались конными мечами. Персидские войска не могли ничего видеть, когда они были далеко, но когда танские войска подошли ближе и вытащили свои мечи, солнце осветило клинки и яркий серебряный свет напугал персов. Сражение было жарким и многие персы были убиты. Но в конечном итоге танские солдаты не смогли одержать верх, слишком большой перевес был на стороне противника. Они все пали в сражении». Техника двуручного меча была утеряна.

Удары молнии, раскаты грома и небеса раскололись

Огромное количество усилий затратил Мастер Юй в процессе работы над восстановлением и возвращением, если можно так сказать, техники прямого двуручного меча  Шуаншоуцзянь в УШУ. Масса исследований и анализа многочисленной информации, нескончаемые беседы с мастерами и специалистами по холодному оружию, работа с историческими фактами. Однако, несмотря на изнурительную работу, общая картина так и не складывалась.

Затем, однажды, как озарение или вспышка молнии к нему пришло озарение!

«Это была летняя ночь в 1975 году. У меня было потрясающее видение прекрасного иcполнения техники Шуаншоуцзянь. И я понял, как я должен  оформить  технику двуручного прямого меча. Это самое первое что мне предстояло сделать. Однако после всего еще предстоял один вопрос. Сможет ли этот новый двуручный меч претендовать на право быть признанным как традиционная соревновательная форма».

В этот же день, когда после посещения кинотеатра он вернулся со своей женой домой, началась сильная гроза. Эта драматическая погода как будто еще больше вдохновила творческий порыв Мастера.

«Я был одет в спортивные штаны, майку без рукавов (такая одежда принята в южных стилях – прим.переводчика) и двигался из одной комнаты в другую. В обеих комнатах были зеркала, которые помогали мне видеть больше и осознавать все более четко. Я как будто раздвоился. Один выполнял движения, другой наблюдал и анализировал, указывая на возможные ошибки и на качественные приемы».

Таким образом Мастер Ю всю ночь работал над созданием техники движения длинного двуручного прямого меча шуаншоудзянь. После того, как буря утихла, Мастер Ю запечатлел свои идеи в классической китайской поэме, которую он назвал «Осознание фехтования». По его словам, это был ключевой момент в его жизни.

Осознание фехтования

С тех пор Грандмастер Юй отстаивал Шуаншоуцзянь в современном мире боевых искусств материкового Китая.  В 1979 году Ю написал «20 методов Шуаншоуцзянь» и «Шуаншоуцзянь таолу». Оба были написаны в стиле классической китайской рифмованной поэзии.

Когда проводили подбор актеров для фильма “Храм Шаолинь”, две ведущие фигуры в боевых искусствах, Ву Бин и Хэ Вэйци порекомендовали именно Юй попробовать свои силы.

Сам он говорил тогда: «Я думал, что они только ищут некоторые советы и  ничего больше, и на самом деле не отснимут что-то хорошее. Поэтому я не слишком серьезно задумывался об этой роли. Но была и другая причина, из-за которой я пошел на кастинг.

В это же самое время национальные игры проводились как раз на юго-западе, и все судьи в тот момент принимали участие в отборе кандидатов на роли в фильме о боевых искусствах и  были как раз на съемочной площадке все вместе. А перед этим я  зарегистрировался на соревнования с техникой Шуаншоуцзянь, но был отклонен главной судейской коллегией, потому что главный судья сказал что такого стиля не существует.

Поэтому я хотел использовать возможность выступить перед судьями на съемочной площадке чтобы показать этим людям восстановленную технику двуручного меча Шуаншоуцзянь. Пусть после этого они решают есть такая техника или нет!

Итак, я был одет в студенческую форму с обтягивающими леггинсами и кожаными туфлями. С собою я взял яркий прожектор. Также у меня был японский длинный меч, отполированный и вощеный! Вау. Это реально было очень ярко! В свете прожектора меч сиял еще сильнее!

После того как я закончил выступление, директора и судьи последовали за мной…”

Именно так Юй выиграл роль в самом главном фильме о боевых искусствах, снятом в материковом Китае на сегодняшний день.

В 1995 году Юй опубликовал теорию шуаншоуцзянь: характеристики и основа обучения. Это тоже было написано в стиле классической китайской рифмованной поэзии. Юй пишет более ста классических стихотворений и каллиграфических произведений.

Чтобы добиться успеха, сначала освободись от границ, сдерживающих тебя.

Существует много вариантов археологических примеров прямого двуручного меча Шуаншоуцзянь. Современная практика ограничена тем, что создали современные специалисты в изготовлении клинков.

Мастер Юй рассказывал: «Когда я был в Нинся, мы использовали обычный меч для практики шуаншоуцзянь, только лезвие было длиннее. Но длина ручки такая же. В фильме “Храм Шаолинь” был создан специальный реквизит.

Создатели фильма хотели произвести более драматическое впечатление на зрителей, поэтому рукоять была сделана в форме рожка для обуви. Хотя, конечно же, наклонная рукоять должна быть использована для меча дао, но, если разобраться, то она будет абсолютно неразумной конструкцией для меча типа цзянь (двусторонний прямой клинок).

К примеру меч, который я использовал в фильме “Боец желтой реки”, тоже был другим. Как правило, длина лезвия для шуаншоуцзянь не должна быть слишком большой. Правильная длина лезвия – высота груди, если поставить оружие на землю. Если длина превышает эту высоту, то меч будет нелегко использвать в бою.”

«На самом деле длина клинка является не самым важным аспектом в технике. В Сунцзы я играл учителя Сунь У, Сыму Жанцзюя. Он — главный военный командир.

Шуаншоуцзянь, который я там использовал, был совершенно другим. Само лезвие было не длинным, но меч был очень тяжелым и широким. Так что дело не в длине клинка. Это ваша техника. Если меч короткий и не может дотянуться далеко, вам нужно добавить движение тела, чтобы увеличить радиус действия меча.”

“Шуаншоуцзянь тренируется в использовании двух рук, ничего более того. Если у вас нет правильной силы Цзинь (сила или мощь, порождающие усилие), то, конечно,  вы не сможете использовать этот меч.

К примеру, многие практикующие тайцзицюань не могут использовать шуаншоуцзянь. Это потому, что их сила цзинь слишком слаба и мягка. Они не знают, как правильно использовать силу цзинь. Хотя, конечно же, это не проблема с тайцзицюань. Это проблема с современными методами тренировки тайцзицюань».

Для Юй понимание цзинь является ключом к долголетию в боевых искусствах.

Он советуетвсем  пожилым практикующим: «Во-первых, вы должны правильно расслабиться и выполнять более медленные упражнения. Ищите свою внутреннюю силу Цзинь и восстанавливайте каналы движения  Цзинь. Ваш путь Цзинь похож на автодорогу; только когда дорога в хорошем состоянии, вы можете вести автомобиль на высокой скорости. Поэтому делайте больше техник нэйгун и специальных упражнений, чтобы помочь восстановить каналы и получить большую Силу и Гибкость.

Например, если бы у меня был длинный кнут и щелкнул им с одного конца, этот цзин мог бы дотянуться до конца другого конца. Если бы я щелкнул им после того, как привязал на кнут несколько деревянных палочек или кусочков проволоки, цзин было бы трудно пройти через все эти барьеры и добраться до другого конца. Это потому, что у структуры есть проблемы.

Если ваша структура плохая, ваша цзинь застрянет в месте, где есть блокировка. Вы не сможете делать какие-то большие движения. Поэтому нам сначала нужно открыться в различных частях каналов цзинь. И надо стараться совершенствовать структуру и  сохранить свою гибкость до старости!»

“На самом деле, практика боевых искусств может стать проницательным проблеском на чудеса Дао. Возможно, вы не сможете увидеть, но вы сможете почувствовать это!»

 Мастер Юй Чэнхуэй

Статья переведена и составлена Мэй Ли

Редактор Артишевский Максим

Первая часть статьи «Сердце и разум чисты и ясны» читайте здесь.

Поделиться этой статьей со своими друзьями в социальных сетях