Мицзуцюань. Кулак потерянного следа | Здоровье и боевые искусства

Юаньская эпоха (1279-1368 гг.)  — это время появления особого жанра литературы – жанра «Уся» (иногда произносят «Вуся»), посвященного подвигам мастеров боевых искусств. Тогда появился первый в истории, написанный в этом жанре, знаменитый роман «Речные заводи», основанный на народных сказаниях о подвигах и приключениях «благородных разбойников» – повстанцев из лагеря Сун Цзяна на горе Ляншаньбо в провинции Шаньдун. Многие персонажи романа сыграли большую роль в истории Ушу, поэтому неудивительно, что во многих легендах о боевых искусствах фигурируют их имена.

Яркий пример – стиль Мицзунцюань (迷踪拳).

История возникновения стиля Мицзунцюань.

«Мицзунцюань» (迷踪拳) в переводе с китайского языка – «Кулак потерянного следа». Интересно, что у этого представителя традиционного боевого искусства есть и другие названия: Яньцинцюань (燕青拳), Мицзунъи (迷踪艺), Ницзунцюань (猊猔拳). Кроме того есть еще одно, которое звучит так же — Мицзунцюань, но записывается другими иероглифами — 秘宗拳, и в переводе означает «Кулак тайного истока».

Такое разнообразие названий одного стиля связано с существованием различных легенд относительно происхождения этого кулачного искусства.

Итак, легенда первая.

В начале XII века в провинции Хэбэй жил известный мастер боевых искусств Лу Цзюньи (персонаж романа «Речные заводи»), который работал охранником в богатых домах. Хотя он и считался самым сильным человеком в округе, Лу Цзюньи однажды решил вновь отправиться в обучение и пришел в Шаолиньский монастырь, где провел в упорных тренировках три года. Стиль, которым он занимался, сам Лу называл «Шэньцюань» («Священный кулак»), подчеркивая тем самым особый характер монастырской кулачной традиции. Когда Лу вновь вернулся в родные места, немало отменных бойцов, прослышав о нем, приходили помериться с ним силой, но все без исключения были побеждены. Стали распространяться слухи, что сильнее Лу Цзюньи во всем Хэбэе никого нет. Десятки людей просили взять их в ученики, но получали бесповоротный и решительный отказ. С большинством из них Лу Цзюньи вообще не разговаривал – сразу выставлял за дверь.

Однажды во время сбора осеннего урожая Лу Цзюньи нанял десяток крепких парней для помощи, но они работали столь вяло, что он всех их выгнал, кроме одного. Последний парень чем-то понравился уже пожилому Лу и его семье. Он был услужлив, расторопен, неизменно вежлив. Никто не знал, что этим пареньком был известный мастер боевых искусств Янь Цин (один из самых известных героев Ляншаньбо).

Прослышав о бойцовских подвигах Лу Цзюньи и зная, что он не берет учеников, Янь Цин тайно покинул родные места и пошел в слуги к известному бойцу. В течение трех лет, работая неприметным слугой, он наблюдал за тренировками Лу и, сам будучи прекрасным знатоком ушу, перенимал без всяких объяснений и разрешения «Священный кулак».

Никто бы и не узнал о том, что столь известная личность, презрев все условности, пошла в простые слуги, если бы не один случай. Однажды, как рассказывает предание, когда Лу Цзюньи ушел по делам, Янь Цин сумел обратить в бегство двенадцать разбойников, пытавшихся проникнуть в дом. Сделал он это удивительно просто: не вступая в схватку, лишь продемонстрировал несколько движений из первого комплекса «Священного кулака». Этого оказалось вполне достаточно, чтобы бандиты бросились наутек. К тому же они были уверены, что у Лу Цзюньи нет учеников, и тем неожиданнее показались им мастерские удары простого слуги.

Когда соседи рассказали Лу Цзюньи об этой истории, и он узнал, кем был его скромный слуга, мастер был искренне тронут. Он много слышал о славе Янь Цина и сумел по достоинству оценить его стремление к ученичеству. После этого Лу стал активно обучать Янь Цина и назначил его своим официальным преемником. На основе всей той техники, которую продемонстрировал ему Лу Цзюньи, Янь Цин создал собственный стиль, который так и стал называться – «Яньцинцюань»  («Кулак Янь Цина»).

Относительно названия «Кулак тайного истока» есть несколько преданий. Первое говорит, что однажды Лу Цзюньи и Янь Цин ушли в горы Ляньшаньбо к «веселым молодцам», большинство из которых были недурными знатоками ушу. Но Лу Цзюньи не понравился этот разбойничий мир, и он вернулся в деревню. Янь Цин же остался в братстве и даже занял почетное место инструктора по ушу. Несмотря на многочисленные просьбы рассказать, как называется его удивительный стиль, Янь Цин неизменно отмалчивался, считая, вероятно, неэтичным рассказывать, как он сам ему научился. С той поры и  пошло название стиля, якобы данное разбойниками, – «Кулак тайного истока» (秘宗拳 Мицзунцюань).

Согласно второму преданию Янь Цин поднял бунт, и его ученики, чтобы скрыть имя  своего Учителя, дали название стилю — «Кулак тайного истока».

Янь Цин, которого за отменные бойцовские качества прозвали «Сотрясающим реки и озера», прославился многими славными делами. Однажды, возвращаясь в горы Ляньшаньбо, он был выслежен императорскими шпионами, и за ним была послана погоня. Заметив преследование, Янь Цин проявил величайшее мастерство – не оставил следов на заснеженном поле. Преследовавшие войска сбились с пути, а Янь Цин благополучно вернулся в горы, даже не прибегнув к кулачному искусству, доказав, что поединок можно выиграть без одного удара. Эта история стала поводом для возникновения еще одного названия стиля–   «Кулак потерянного следа» (迷踪拳 Мицзунцюань).

Существует еще одна легенда: во времена династии Тан шаолиньский буддийский монах отправился в горы, чтобы достичь просветления. В полдень в глухих зарослях он увидел хищных животных (猊 «ни»), внешностью похожих на гиббонов, которые сажались друг с другом. Их движения были чрезвычайно быстрые, естественно уступчивые, сочетали твердость и мягкость, уверенные, скрытные. Это послужило поводом для создания стиля под названием  «Ницзунцюань» (猊猔拳).

Поскольку в старину кулачное искусство передавалось на основе личного обучения, редко встречались письменные источники, поэтому все вышеперечисленное остается всего лишь легендами.

Достоверно известно лишь то, что стиль связан с ранней шаолиньской техникой: работа руками и стойки повторяют шаолиньцюань. Вероятнее всего, реальным создателем стиля стал  живший в годы правления династии Цин мастер Сунь Тун, выходец из уезда Тайань провинции Шаньдун. Начальные навыки в постижении боевых искусств он получил у местного мастера, известного под именем Чжан. Спустя несколько лет Сунь отправился странствовать по Китаю. Попав в монастырь Шаолинь, он отличался необычайной упорностью и усердием в тренировках. Через десять лет постижений знаний в знаменитой обители монахов-воинов Сунь Тун стал общепризнанным мастером многих видов кулачного искусства, включая Мицзунцюань, а также был посвящен в секреты точечного воздействия на тело человека и технику Циньна. Люди  уважительно называли его «Мастер на все руки» («Мастер десяти тысяч умений»).

Затем Сунь Тун (согласно некоторым источникам, спасаясь от наказания за совершенное убийство) отправился на северо-восток. На пути в деревне Датун, граничащей с уездом Цин и уездом Цзинхай (Тяньцзинь), а также в деревне Сяонаньхэ уезда Цзинхай решил передать свое искусство «Мицзунцюань». Там он взял несколько учеников и, дабы облегчить изучение сложного стиля, разделил его на два направления. С тех пор «Кулак потерянного следа» широко распространился в Цанчжоу (городской округ в провинции Хэбэй).

Однажды Сунь Тун простудился  в деревне Датун, и деревенские жители ухаживали за ним. Чтобы отплатить за добро, мастер решается передать знания «Мицзунцюань».  Знаменитыми его учениками стали Люй Мин («Бронзовый боевой молот»), Хань Ци («Да Дао»),  Вэнь Линь («Быстрые ноги»). В то время все эти люди не только занимали определенное положение в органах власти, но также имели хорошую репутацию в мире Улинь. Так распространилась одна ветвь «Мицзунцюань».

Другая же ветвь получила распространение, когда Сунь Тун, отправившись на северо-восток, проходил через деревню Сяонаньхэ уезда Цзинхай, где он увидел невероятно красивый пейзаж. Находясь под впечатлением, мастер  решил передать искусство талантливому человеку из этих мест. Таким образом, он передал «Мицзунцюань» семье Хо. Говорят, что выдающимся учеником Сунь Туна стал именно прадед Хо Юаньцзя.

Хо Юаньцзя (1869—1910) – известный мастер стиля Минцзунцюань

Хо Юаньцзя (1869—1910) по прозвищу «Желтолицый тигр», которого сыграл Джет Ли в фильме «Бесстрашный»,  – один из самых знаменитых мастеров Ушу за всю историю Китая, дал достаточно мощный импульс развитию стиля. В семье Хо не каждый удостаивался чести узнать все секреты мастерства «Потерянного кулака». Так глава семейства не желал учить боевым искусствам маленького Хо Юаньцзя, и тот начал заниматься Ушу тайком. Позже пораженный его успехами отец согласился раскрыть тайну «Мицзунцюань» перед сыном. В 1909 году мастер Хо Юаньцзя  приехал в Шанхай и основал знаменитую Ассоциацию боевых искусств «Цзинъу», где сам  преподавал «Кулак потерянного следа», что поспособствовало распространению данного направления стиля.

Особенности стиля.

«Мицзунцюань» — это динамичный стиль и имеет различные техники движений, которые должны сменяться легко, позволяя дезориентировать противника. Этот стиль сочетает в себе как элементы внешних стилей, таких как шаолиньцюань, чанцюань, тунбицюань, кулак «Когти ястреба», так и отличительные черты внутренних школ  (тайцзицюань, синъиюань, багуачжан).

Это высокоскоростные, точные, быстро меняющиеся движения. Подъемы и падения явны и выполняются с большой скоростью. Стремительные развороты, вращения,  маневренное перемещение в различных направлениях, быстрая смена уровней атаки, прыжки – все это позволяет запутать противника. Неуловимость движений считается непревзойденным мастерством и боевой хитростью «Мицзунцюань». Непрерывное передвижение как будто означает защиту, уход от противника, но на самом деле мастер ищет наилучший момент для атаки.

Техника уделяет серьезное внимание  гибкости поясницы, равновесию,  работе тела (шэньфа),  перемещению (буфа), прыжкам, технике ударов ногами. Кроме того, особое внимание уделяется тренировке взгляда: он концентрируются в одной точке, но глаза одновременно следят за 8 сторонами света; взгляд помогает шэньфа, способствует выбросу силы.

В бою основные принципы: на дальней дистанции использовать ноги, вблизи – руки, еще более короткая дистанция – атака локтями, приблизиться вплотную – схватить и бросить на землю. Совместная работа рук и ног, серийно атаковать все уровни – верх, центр, низ; наступление и оборона слиты воедино, атаковать и защищать жизненно важные центры тела, использовать силу противника против него самого.

Прилегать вплотную, обхватывать, приклеиваться, ломать рукой, толкать вперёд, отскакивать, направлять, свешивать через плечо, сметать, держать на весу, приподнять, окружать, бить, блокировать – это лишь некоторые из ключевых движений тела, которые наполняют смыслом «Кулак потерянного следа».

«Мицзунцюань» — это сочетание твердости и мягкости, это  сила, которая «сносит горы и опрокидывает моря», это скрытая смертельная опасность. Так как в этом стиле серьезное внимание уделялось прикладному аспекту, то здесь нет внешне красивых, но бесполезных движений. Даже половина  применяемой силы способна нанести смертельный урон противнику. Поэтому всегда было чрезвычайно важным держать технику «Мицзунцюань»  под секретом и передавать только тем ученикам, которые обладали высокой нравственностью и боевой добродетелью (Удэ). Как говорят, сначала воспитай мораль, а потом уже изучай боевое искусство.

Возникновение особой литературы про Ушу – это показатель того, что мир боевых искусств затронул сердца многих людей. Это мир, где человек добивается совершенствования как на физическом уровне, так и на духовном.  Путь боевых искусств не прост.  Но еще есть сильные духом люди, которые не бояться ступить на эту дорогу и продолжить традиции многих поколений.

Праправнучка Хо

Праправнучка Хо Юаньцзя продолжает традиции боевого искусства семьи Хо в Тяньцзине.

Автор Мей Ли