Тайцзицюань ( «Кулак великого предела» ) относится к «внутренним» стилям ушу.
Он основан на трех главных принципах философии тайцзи: изменяющихся триграммах И-Цзина, Диаграмме Тайцзи (Тайцзи-тy) и Пяти Элементах (Усин). В цели тайцзи-цюаня как практической системы входят гармонизация сознания, оздоровление, омоложение и долголетие. При помощи постоянных занятий тайцзи-цюанем человек начинает более полно осознавать некоторые из глубинных концепций китайской философии, которые невозможно объяснить только словами.
Важнейший принцип Тайцзи-цюаня – искать неподвижность в движении. Внешне движения Тайцзи-цюаня мягки и естественны, как летящая в небе птица, но разум управляет телом.
История возникновения.
Считается, что тайцзи-цюань был создан Чжан Саньфэном в эпоху Сун, около 1101 г. Известно также, что техники и формы, основанные на тех же базовых принципах, уже использовались во времена династии Лян (502—557) и преподавались такими мастерами, как Хань Гунъюэ, Чэн Линси и Чэн Би. Позднее, в династию Тан (618—907), Сюй Сюаньпин, Ли Даоцзы и Инь Лихэн преподавали схожие боевые техники. Из этих систем наиболее известны «Тридцать Семь Поз» (саньшици ши), «Посленебесные Техники» (хоутянь-фа) и «Малые Девять Небес» (сяо цзю тянь). Достоверность этих сведений подлежит сомнению, поэтому в действительности мы не знаем точно, кто и когда создал тайцзи-цюань. Так как о Чжан Саньфэне имеется больше исторических свидетельств, чаще всего создание тайцзи-цюаня приписывается именно ему.
Чжан Саньфэн известен также под именами Чжан Цзюньпао и Чжан Тун (т. е. Чжан Познавший). Его предки жили на Горе Дракона и Тигра (Лунхушань), в историческом даосском месте в провинции Цзянси, что на юго-востоке Китая.
Чжан Саньфэн родился 9 апреля 1247, и годовщину этого дня последователи тайцзи-цюаня поныне отмечают праздничным обедом, выпивкой и демонстрацией своего искусства.
Двенадцати лет от роду он начал изучать китайских классиков. Благодаря хорошей памяти и острому восприятию он постепенно подготовился к тому, чтобы стать государственным служащим. Некоторое время Чжан Саньфэн провел в медитации и размышлениях о своем будущем, находясь на горе Гэхуншань, где, по преданию, стал бессмертным Гэ Хун, министром императора Юаня (290-370).
После смерти родителей Чжан подал в отставку и вернулся в родные места на время, достаточное для того, чтобы раздать имущество родственникам. Затем в компании двух юношей он отпр вился в тридцатилетнее странствие по горам и старым храмам в поисках мудрого человека. В конце концов он осел на среднем западе Китая, в прекрасных зеленых горах Паоцзи, где вздымались три заостренных пика, по-китайски санъ фэн. Говорят, что в этот период он изучил знаменитый шаолинь-цюань.
В 1314, в возрасте 67 лет, он наконец встретил даоса по имени Хо Лун («Огненный дракон»). Этот отшельник учил Чжана, как стать бессмертным, но Чжан, прозанимавшись по его методу в высоких горах четыре года, мало чего достиг. Тогда он ушел на гору Удан и только там, спустя девять лет, осознал истину и Дао.
В 1385 император все же призвал его на службу, но Чжан скрылся где-то у границ провинции Юннань на юго-западе Китая и не показывался до 1399, когда ему пришлось вернуться на гору Удан на встречу со своим лучшим другом Вань Пуцзы. В 1407 император Чэн Цзы послал двух чиновников к Чжану на гору Удан, но они его не нашли. Тогда император приказал высокопоставленным сановникам построить на горе Удан храм в честь Чжана. В 1459 император Ю Чжун официально даровал ему титул «бессмертного». Таким образом, по легенде, Чжан Саньфэн родился в конце династии Сун, пережил всю династию Юань и дожил до правления Дин-цзуна из династии Мин, т. е. прожил более 200 лет.
В историческом документе «Нань лэй цзи ван чжэн нань му чжи мин» содержатся следующие сведения:
Сунский Чжан Саньфэн был даосом с Уданских гор. Император Хуэй-цзун призвал его, но дорога была перекрыта и он не смог прийти. Ночью Хуэй-цзуну приснилось, что император Юань (основатель династии Цзинь) обучает его кулачному бою. На заре он собственноручно убил сотню врагов.
Упоминание о Чжан Саньфэне также встречается в минской летописи «Мин ши фан цзи чжуань»:
Чжан Саньфэн, из округа Ляодунъи, он же Цюань И. (Настоящее) имя — Цзюньбао. Саньфэн — его прозвище. За свою неопрятность был также прозван Чжан Лата (Чжан Неряха). Он был высокий и большой, походил на черепаху со спиной журавля. Большие глаза и круглые уши. Борода длинная, как бунчук. Носил одну монашескую робу, зимой и летом. Мог съесть в один присест бочонок еды, а мог обходиться без пищи несколько дней или месяцев. Мог путешествовать на тысячу миль. Любил подшучивать над людьми, вел себя так, словно вокруг никого не было. Часто ходил в Удан со своими учениками. Построил простую хижину и жил в ней. В двадцать четвертый год правления под девизом Хунъу (ок. 1399) минский император Тай-цзу прослышал о нем и отправил за ним посланника, но его так и не смогли разыскать.
Также существует запись в другом минском документе, «Мин лан ин ци сю лэй гао»:
Чжан-Бессмертный, по имени Цзюньбао, известен также под прозвищами Цюань И, Сюань Сюань и Чжан Лата. В третий год правления под девизом Тяньшунь (ок. 1460) он встретился с минским императором Ин-цзуном. Был нарисован портрет. Борода и усы прямые, волосы на затылке собраны в пучок. Багровое лицо и большой живот, в руке — бамбуковая шляпа. В верхней части портрета была сделана подпись императора, в которой Чжан назван «Истинным даосом, достигшим четкого различения и ясного понимания».
Есть много разных историй о том, как Чжан Саньфэн создал таицзи-цюань. Одна из легенд рассказывает о том, что однажды во сне Чжан Саньфэну привиделся мифический правитель севера Сюань У – таинственный воин (даосское божество). Он продемонстрировал свое боевое искусство и обучил ему Чжана.
По другой легенде, живя на горе Удан, Чжан однажды услышал, что птицы издают какие-то странные звуки, и увидел, что все они смотрят на землю, где змея подняла голову в оборонительной позе. Вдруг одна сорока бросилась вниз на змею. Змея слегка отодвинулась, чтобы избежать атаки, сохранив при этом свою обычную кольцеобразную позу. Сорока нападала снова и снова с тем же результатом. Так и продолжался этот поединок, вверх-вниз, взад-вперед, пока Чжан не вышел из двери. Сорока сразу же улетела, исчезла и змея. И тогда Чжан осознал истину о превосходстве мягкости над твердостью и стал создавать тайцзи-цюань.
Еще одна легенда рассказывает, что Чжан Саньфэн, увидев монахов, занимающихся боксом на горе Удан, подумал, что они используют слишком много внешней силы, чересчур напрягают мускулы, и поэтому легко теряют равновесие. Если бы Инь и Ян были сбалансированы в теле, подумал он, монахи не были бы такими неуклюжими. И он использовал принципы Дао природы, Диаграмму Тайцзи и И-Цзин для разработки своего тайцзи-цюаня. Цель движений в тайцзи — перенос ци, внутренней энергии, к шэнъ, духу, и использование преимущественно этой внутренней силы, а не внешней.
В нескольких древних текстах, приписываемых Чжан Саньфэну, описываются важнейшие принципы Тайцзи цюань:
- Мягкостью преодолевать жесткость;
- Движения округлые, без разрывов;
- Покоем преодолевать движение;
- В покое выжидать движения противника;
- Начинать движение вторым, завершать первым;
- Неспешностью – контролировать скорость;
- Малым контролировать большое;
- Использовать сознание, не использовать силу;
- Четырьмя лянами сдвигать тысячу цзиней;
- Заставлять противника проваливаться в пустоту;
- Входя в контакт, прилипать и неотрывно следовать.
После Чжан Саньфэна искусство Тайцзи Цюань разошлось на две ветви: Южную и Северную.
Сейчас существует 5 основных стилей Тайцзи цюань: Чэнь ши и Ян ши, а также два стиля У (фамильные иероглифы звучат по-русски одинаково, однако имеют различное иероглифическое написание) и стиль Сунь.
Сущность тайцзи-цюаня.
Общая теория тайцзицюань крайне сложна и требует от человека, в частности, знания системы «энергетических каналов» цзинло, основных понятий классической китайской философии. «Истинную передачу» получали немногие, хотя их число не уменьшалось, а скорее даже росло, но это по-прежнему была капля в море непосвященных.
Развитие от ничего к чему-то и возвращение обратно к ничему — это основное понятие тайцзи-цюаня и даосской философии. Все в мире вовлечено в круговорот от Уцзи к Тайцзи и обратно к Уцзи.
Взаимосвязь этого круговорота и тайцзи-цюаня видна в самих позициях.
Занимаясь тайцзи-цюанем, не следует применять ни малейшей грубой силы, но надо быть легким и естественным. Двигаться — как белое облако по небу или как горный ручеек. Никто не знает ни откуда берутся облако и вода горного ключа, ни куда они уходят. Двигаясь от Уцзи к Тайцзи, выполняйте тайцзи-цюань так, как природа создает облако и воду. Ваше наружное движение (или Тайцзи) не должно проявлять начала и конца (Уцзи). Кроме того, ваш разум должен быть подобен ястребу, медленно парящему в небесах и вдруг камнем обрушивающемуся на высмотренного кролика. Покой скрывается в постоянном действии полета. Выработка умения телесного расслабления и сильной умственной концентрации после постоянной практики показывает, как Тайцзи может вернуться к Уцзи. Действие должно прятаться за кажущимся покоем. Так кот неподвижно сидит у мышиной норки, полный готовности к молниеносному прыжку. Так каждый из нас должен быть полностью сосредоточен в любой момент, но внешне этого не проявлять. В конце концов размашистые движения станут более тонкими. Акцент сместится с внешней формы на внутреннюю.
У Мастера нельзя уловить ни единого движения. Но дотроньтесь до него — и вы отлетите в другой конец комнаты.
Итак, особенность практики Тайцзи- цюань — это отказ от использования грубой мышечной силы, вместо которой применяется особое внутреннее усилие «Нэйцзинь». Создание этого усилия требует расслабленности и идеальных поз, в которых скелет безупречно «выстроен», а мышцы и сухожилия способствуют беспрепятственному прохождению по ним Ци. Медленные движения, характерные для практики Тайцзи цюань, позволяют добиться высочайшей скоординированности действий всех частей тела: верха и низа, правого и левого. Постепенно становится возможным увязать казалось бы противоположные друг другу требования: цельность и собранность с одной стороны, и подвижность и раскрепощенность – с другой. На продвинутых этапах практики акцент делается на непрерывном ведении «мысли – воли» – тогда внешне проявленные непрерывные движения становятся производными от внутренней непрерывности Мысли – Воли. Этот аспект практики Тайцзи близок к даосско – буддийским формам медитации «одноточечно – направленной концентрации сознания».
Все перечисленные моменты являются необходимым условием тренировки внутреннего усилия, пронизывающего все тело от стоп до кончиков пальцев рук, утонченного и мощного, послушного мысли, про которое говорили, что «в мягкой вате спрятана разящая игла», или «удар в Тайцзи подобен удару железной палки, обернутой в вату». Следует отдельно отметить главенствующую роль принципа «заимствования чужой силы». «Заимствование» означает использование чужого усилия для победы при минимальном использовании собственных сил. «Тебя тянут – ты толкай, тебя толкают – ты тяни».
Тайцзи цюань – далеко не единственная школа в Китае, где применяется этот принцип. Он прекрасно известен и в «жестких» Шаолиньских школах Ушу. Однако, если в других стилях заимствование не ставится во главу угла и обычно изучается только на очень продвинутом этапе, то в Тайцзи цюань ему учатся с самого начала, без него просто нет Тайцзи цюань. Этот принцип соответствует важнейшему даосскому постулату «действовать недеянием» и является единственным – начальным и высшим. Все остальные принципы Тайцзи цюань сообщают о том, как лучше этого достичь.
«Заимствование чужой силы» делает Тайцзи цюань одним из самых эффективных боевых искусств, но вместе с тем реально постигаемым очень немногими. «Взялся изучать Тайцзи цюань – 10 лет не показывайся на люди», – говорят в Китае. Действительно, требуется много времени, чтобы противопоставить это искусство грубой, но реальной силе, которую часто используют адепты других школ.
Чжан Саньфэн разработал 13 принципов – техник, и поныне составляющих основу Тайцзи цюань. В 13 техник входят: «Ба фа» – 8 фундаментальных методов применения внутреннего усилия, соответствующих Восьми триграммам Багуа, и «Убу» – 5 шагов, 5 положений тела, они соответствуют Пяти первостихиям Усин.
8 методов :
- Отражение – Пэн;
- Откатывание – Люй;
- Нажимание – Цзи;
- Толкание – Ань;
- Притягивание – Цай;
- Раскалывание – Яе;
- Удар локтем – Чжоу;
- Удар плечом – Као.
5 шагов : наступление – металл, отступление – дерево, взгляд влево – вода, взгляд вправо – огонь, центральное равновесие – земля.
Комбинации 8 методов и 5 шагов и составляют искусство Тайцзи цюань.
Несмотря на существенные внешние различия стилей Тайцзи цюань, сама структура обучения практически одинакова.
Во-первых, это внутренняя работа – Нэйгун, сочетающая статические, динамические и медитативные практики по взращиванию внутренней силы Нэйцзинь.
Во-вторых, изучение Таолу – канонической последовательности технических приемов, характерных для данного стиля. Выполняя Таолу, учащийся имеет возможность в одиночку шлифовать формы и внутренние принципы Тайцзи цюань, соединяя внутреннюю работу с техникой.
Третьим этапом в обучении является практика Туйшоу – «толкающие руки». Здесь основные принципы и навыки, приобретенные предыдущей работой, продолжают совершенствоваться в контакте с партнером, с чужой реальной силой. Выполняя Туйшоу, учатся применять практически 8 усилий и 5 положений тела, составляющих суть техники Тайцзи цюань. Без Туйшоу невозможно не только понимание Тайцзи цюань как боевого искусства, но даже правильное выполнение формальной техники Таолу. «Толкающие руки» учат секретам «Слышания», «Понимания» и «Заимствования чужого усилия».
Продвинутый этап занятий Тайцзи цюань предполагает освоение традиционных видов оружия: прямого мяча – Цзянь, изогнутого меча – Дао, копья – Цянь, шеста – Гунь и других. Принципы Тайцзи цюань распространяются и на фехтование, однако, оно считается крайне сложным, поскольку требует очень хорошего владения Тайцзи -цюань без оружия.
Конечный результат долгой и правильной практики тайцзи-цюаня виден воочию, когда адепт достигает внутреннего очищения, которое проявляется как ясно видимое сияние или пламя. Это пламя —результат единства внутри индивидуума, возникающего при освобождении от беспокоящего и тревожного материального окружения. В конце концов время и пространство перестают иметь значение. Продвинутый адепт даже не воспринимает присутствия других людей. Ни звук, ни зрительный образ, ни течение времени не нарушают его концентрацию на тайцзи-цюане. Когда приходит это состояние, человек перестает быть самостоятельной единицей и смешивается со Вселенной, воссоединяется с единством всех вещей. Он проходит путь от достижения личного единства, первого великого достижения в практике тайцзи-цюаня, до отождествления со Вселенной. Таким образом приближается среда четвертого измерения.
«Спрос» на тайцзицюань был куда больше, чем на все другие стили. Это объясняется несколькими причинами, и прежде всего его доступностью для всех возрастов, многоплановостью, связью с самыми глубинными слоями традиции, эстетичностью и зрелищностью, ярко выраженным оздоровительным аспектом, полнотой духовно-философского выражения.
С пяти-шести часов утра в парках и на набережных всех без исключения городов и населенных пунктов Китая можно встретить сотни людей, занимающихся тайцзицюань.
Поделиться этой информацией с друзьями в социальных сетях